Вы здесь

Диспансеризация детей у стоматолога с целью ранней диагностики

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ У СТОМАТОЛОГА С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ, РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И СВОЕВРЕМЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ АНОМАЛИЙ

Основные принципы содержания и методики диспансеризации детей у стоматолога указывают на необходимость включать профилактику зубочелюстно-лицевых аномалий у детей в работу участковых стоматологов. Для участковых стоматологов предусмотрена активная форма обслуживания детского населения, согласно которой они обязаны ежегодно осматривать всех прикрепленных к данному участку детей. Это обеспечивает возможность систематического наблюдения за развитием ребенка, регулирования роста и развития органов полости рта, своевременного выявления первых признаков патологии и создания условий для предотвращения возникновения зубочелюстных аномалий в раннем возрасте.

Зубочелюстно-лицевые аномалии имеют значительное распространение. По данным разных авторов, количество детей с аномалиями по отношению к осмотренным составляет от 35 до 70%.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость профилактики и раннего лечения зубоче-люстных аномалий. Однако в повседневной практике детских стоматологов и ортодонтов этим вопросам не уделяется должного внимания. Анализ результатов оценки базовых знаний курсантов, обучавшихся в ЦОЛИУВ на циклах усовершенствования по детской стоматологии, показал, что большинство слушателей (95%) рассматривают свое участие в профилактике аномалий прикуса у детей в лучшем случае как определение выраженных деформаций и направление детей на лечение к ортодонту.

Наряду с указанным имеются сведения, полученные на основе многолетних наблюдений практических врачей, что ортодонтическое лечение детей школьного возраста является менее эффективным, что объясняется следующими причинами: длительными сроками аппаратурного лечения; большим количеством случаев незаконченного лечения.

Наиболее благоприятный для профилактики зубоче-люстных аномалий период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним и дошкольным возрастом. В эти возрастные периоды определяются клинические признаки основных этиологических факторов, являющихся функциональными нарушениями, способствующими развитию зубочелюстных аномалий.



Основные принципы хирургической обработки огнестрельных ран челюстно-лицевой области

В периоде сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения. Поэтому определение активнодействующих причинных факторов и их устранение уже не могут иметь профилактической направленности. Исправление функциональных нарушений также затрудняется из-за того, что проявляется устойчивая взаимообусловленность патологически измененных функций и отклонений в морфологическом строении органов полости рта.

«У детей каждый отрезок времени, в течение которого действует извращенная функция, исчисляемый не только годами, но месяцами, неделями, днями, закономерно изменяет форму зубных рядов и челюстей и конфигурацию лица».

Профилактика зубочелюстных аномалий в системе диспансеризации детей у стоматолога представляет для участковых стоматологов новую задачу, реализация которой должна соответствовать этапам диспансерной работы, осуществляемой в организованных коллективах детей, главным образом раннего, преддошкольного и дошкольного возрастов.

В связи с тем что в литературе недостаточно освещены перечисленные выше вопросы, в данной главе представлены материалы, имеющие практическое значение для предупреждения зубочелюстных аномалий в общем комплексе профилактических мероприятий, предусмотренных диспансеризацией детей у стоматолога.