Вы здесь

Реализация основных мероприятий и оценка их эффективности

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

После получения необходимых сведений о распространенности стоматологических заболеваний, уровне гигиенических знаний у населения, характере питания и других аспектах работы, проведенной в подготовительный период, приступают к реализации внедрения программы профилактики. Она начинается с составления и подписания договора между медицинским исполнителем, с одной стороны, и руководством учреждения, где планируется внедрение, с другой стороны. Следует указать, что чем большее число населения охватывается профилактической помощью, тем выше должен быть уровень учреждений, подписывающих договор. Например, если внедрение системы профилактики планируется во всех школах города, то договор должен оформляться между городскими отделами здравоохранения и народного образования Исполнительного комитета Совета народных депутатов. Необходимость оформления договора связана с тем обстоятельством, что реализация программы профилактики невозможна без выделения помещений для организации кабинетов профилактики в трех учреждениях, где намечено внедрение программы. Кроме того, эти учреждения в централизованном порядке могут закупить необходимое оборудование для кабинета и средства профилактики (зубные щетки, пасты, фторлак, ремодент и т. д.).

Кабинеты профилактики следует организовывать в школах с численностью учащихся 800 человек и более, а также в крупных стоматологических поликлиниках. В этих кабинетах на высоте 70 см от пола устанавливают туалетные раковины, над раковинами на всем протяжении— зеркало шириной 20—25 см, расположенное на высоте 1,1—1,3 м от пола.

На третьей стене кабинета во всю ее длину монтируют шкаф с ячейками размером 24 х 15 см для хранения индивидуальных зубных щеток и паст. В центре кабинета устанавливают стандартную школьную мебель. На окна вешают шторы, на одну из стен — экран для демонстрации диапозитивов и кинофильмов. В кабинете должен быть стенд со средствами гигиены, памятка для учащихся, педагогов и родителей по уходу за полостью рта.

Если в школах или детских садах нет возможности выделить помещение для специального кабинета профилактики, то в них необходимо организовать уголки профилактики, где должно проходить обучение правилам ухода за полостью рта. В этом случае профилактические процедуры (обработка зубов реминерализующими средствами) проводят в стоматологическом кабинете детского медицинского учреждения или в поликлинике.

Воспитание культурно-гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей должно осуществляться с учетом их возраста. Основой прочных культурно-гигиенических навыков школьников служат гигиенические знания, с помощью которых формируется правильное отношение к навыкам. Эти знания они могут получать как на уроках охраны здоровья (практической гигиены), так и во внеурочное время.

Важную роль на проводимых занятиях играют гигиенические памятки. Их текст должен быть четким, доступным и легко запоминающимся.

Гигиеническое воспитание и обучение лучше начинать в младшем школьном возрасте (7—10 лет) потому, что у этих детей хорошо развита образная память. В связи с этой психологической особенностью детей занятия по гигиеническому воспитанию желательно проводить с демонстрацией наглядных пособий. У детей 1—3-х классов имеется еще небольшой словарный запас, поэтому демонстрация диафильмов, кинофильмов, сопровождаемая вступительной беседой врача или педагога, помогает лучше усвоить материал, осознать действия при выполнении навыка чистить зубы, способствует расширению их словарного запаса. Стимулирующим фактором в процессе гигиенического воспитания является оценка знаний и действий детей. Закрепить полученные знания можно при помощи красочно оформленного, содержательного, привлекающего внимание санитарного бюллетеня.

Наряду с усвоением знаний центральным звеном в процессе обучения является формирование умения, которое появляется при постоянном повторении действий на основе полученных знаний. Умелое действие получается не сразу — сначала неуверенно, медленно. И лишь в результате многократного, последовательного повторения оно может быть доведено до уровня навыка, который выполняется четко, уверенно, экономно.

Воспитание навыка должно осуществляться путем формирования представления о значении культурно-гигиенических знании, обучения последовательности действий (элементов), составляющих навык, закрепления и совершенствования навыка. При формировании его очень важно обучать анализу действий, составляющих навык, обращая внимание детей на качество выполнения каждого элемента навыка, т. е. обучать их контролю и самоконтролю, обосновывать при этом обязательность и необходимость выполнения каждого элемента. В работе Л. Р. Касеновой (1981), проведенной под нашим руководством, показано, что элементы навыка по уходу за полостью рта состоят из шести последовательных манипуляций. Перед тем, как почистить зубы, нужно тщательно помыть руки с мылом, хорошо промыть зубную щетку; прополоскать рот водой; аккуратно выдавить зубную пасту на зубную щетку; чистить зубы в среднем в течение 2—3 мин; полоскать рот водой после каждого приема пищи.

 Демонстрация наглядных пособий в, процессе обучения правильной чистке зубов, сопровождаемая комментариями детей, развивает направленное внимание, познавательный интерес, способствует осознанному, последовательному уходу за полостью рта и выполнению всех элементов навыка в полном объеме.

Формирование умений и навыка на основе положительного отношения к ним и создание необходимых условий для систематического применения сформированных навыков способны обеспечить в последующем образование соответствующей привычки.



Таким образом, для преобразования знаний в умения, умений в навык, а затем в привычку необходимы: сообщение знаний, опрос, повторение пройденного материала, упражнения в действиях, контроль за выполнением навыка, поощрения знаний и действий детей в виде оценок. С целью закрепления и совершенствования навыка по уходу за полостью рта нужно производить систематическую проверку наличия средств ухода за полостью рта и техники чистки зубов. Каждая проверка должна сопровождаться высказыванием индивидуальных замечаний каждому школьнику.

Общеизвестно, что школьникам младшего возраста свойственно желание учиться, они охотно признают авторитет взрослых. Исходя из этих психологических особенностей 7—10-летних детей, исключительно важную роль играет сообщение родителям и педагогам современных сведений о гигиене полости рта, о гигиенических и лечебно-профилактических средствах ухода за полостью рта, выпускаемых в нашей стране и за рубежом, о мерах предупреждения стоматологических заболеваний с тем, чтобы они могли контролировать действия детей, и прежде всего сами правильно выполняли определенные гигиенические требования, т. е. воспитывали детей личным примером.

Чтобы требования в семье и школе были едиными, обязательным условием гигиенического воспитания является тесный контакт медицинских работников с педагогами и родителями.

Сообщение сведений педагогам и родителям можно осуществлять в виде гигиенических памяток, выпуска санитарного бюллетеня, демонстрации диафильмов, кинофильмов, плакатов, в форме ответов на вопросы, бесед, лекций, выступлений на общешкольных и классных родительских собраниях, на педагогических советах, а также в виде индивидуальных собеседований во внеурочное время.

Педагоги могут повышать свои теоретические знания, присутствуя на уроках охраны здоровья (практической гигиены), проводимых врачом, оказывая ему при этом методическую помощь в практической части занятий.

Задача родителей заключается в том, чтобы они по всем вопросам консультировались в школе с педагогами и медицинскими работниками, совместно со школьным стоматологом подбирали соответствующие средства ухода за полостью рта, своевременно их заменяли. Дома родители должны контролировать регулярность, систематичность, правильность ухода за полостью рта детьми, следить за правильным хранением зубных щеток, помогать детям правильно организовать режим дня, следить за характером и регулярностью питания.

Все профилактические мероприятия, проводимые в рамках комплексной программы, должны осуществляться по годовому графику. О сроках проведения их должны быть информированы и дети, и педагоги, и родители.

В детских учреждениях, ПТУ, вузах контрольные осмотры целесообразно проводить в конце учебного года, предварительно согласовав точные сроки с руководителями этих учреждений.

Эффективность комплексной системы профилактики устанавливают путем сравнения основных показателей уровня распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний до ее внедрения и спустя определенный период. Так, в результате 2-летней реализации в Риге среди детей школьного возраста редукция прироста кариеса зубов составила по индексу КПУ зубов 37,8% и по индексу КП поверхностей на 44,7% по сравнению с контрольной группой. Более чем у 60% детей, имевших очаговую деминерализацию, под воздействием реминерализующей терапии удалось добиться хороших результатов — полного исчезновения белых кариозных пятен. Эффективными оказались профилактические мероприятия по улучшению состояния пародонта. Если до внедрения комплексной системы профилактики хронические гингивиты были обнаружены у 36% осмотренных детей, то уже через 6—7 нед почти у всех школьников десны были здоровыми.

Эксперты ВОЗ считают, что окончательные итоги внедрения комплексной системы профилактики можно подводить через 5 лет после ее внедрения. По истечении этого срока необходимо с учетом полученных результатов и при наличии более эффективных методов профилактики вносить соответствующие коррективы.

Результаты многочисленных исследований убедительно свидетельствуют о необходимости повсеместного внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний, независимо от уровня развития стоматологической службы. С учетом имеющихся возможностей в отдельных регионах программы профилактики могут внедряться в полном или ограниченном объеме, распространяться на все население или на его отдельные группы, в которые в первую очередь должны входить беременные, дети, подростки, рабочие промышленных предприятий, труженики села. Выбор уровня внедрения этой программы, естественно, определяется реальными возможностями.

В нашей стране, где забота о здоровье каждого человека гарантируется Конституцией, созданы все условия для реализации в широких масштабах комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний.