Вы здесь

Теоретические и экспериментальные основы функциональных методов исследования и функциональной диагностики

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика (греч. diagnosticos — способный распознавать) — раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные этапы процесса распознания болезней или особых физиологических состояний организма. Медицинская диагностика включает в себя процесс выявления патогномоничных клинических признаков болезни, оценку индивидуальных биологических и социальных особенностей больного, целенаправленное клинико-лабораторное его обследование, анализ и истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Современные достижения диагностики расширяют ее возможности и позволяют распознавать не только болезни и особые состояния организма (беременность, бациллоносительство и т. п.), но и преморбидные его состояния.

Распознавание болезни осуществляют по ее симптомам, как явным (клиническим), так и с помощью специальных методов исследований. В соответствии с этим диагностика подразделяется на три основных раздела:

  • 1) семиотика (учение о симптомах болезни и их диагностическом значении);
  • 2) методы диагностического обследования больного или диагностическая техника;
  • 3) методологические основы диагностики — теории и методы диагноза.

Методологические основы диагностики формируются на принципах общей теории познания (гносеологии). Вместе с тем диагностика как особая область гносеологии и самостоятельный раздел медицинских знаний имеет ряд специфических особенностей. Специфичность и своеобразие процесса познания, присущего врачу, определяется прежде всего тем, что объектом его познания является наиболее высокоорганизованное и сложное существо— человек, его жизнедеятельность, в том числе в социональных аспектах в норме и при патологических состояниях. Диагностика предусматривает необходимость системного обобщения симптоматики в соответствии с индивидуальными особенностями больного (Тареев Е. М. и др., 1977). Диагностика тесно связана с общей теорией патологии, опирающейся на принципы детерминизма, диалектического единства организма и среды (Серебряный Э. Г., Андросов Н. С., 1969).



В методическом отношении диагностика имеет также ряд особенностей: 1) многообразие методик исследования; 2) использование, нередко недостаточно выраженных, малоспецифических признаков, в том числе субъективных симптомов; 3) безвредность диагностического обследования как непременное условие диагностики; 4) ограничение во времени и возможностях (экстренные случаи).

Исходя из основных положений марксистско-ленинской теории познания, диагностику в медицине следует рассматривать как специфическую форму познания, основанную на ее общих закономерностях (Гиляровский С. А., Тарасов К. Е., 1973). Методологическое значение марксистско-ленинской теории познания определяется тем, что она раскрывает и обосновывает кардинальные принципы и наиболее общие закономерности познания безотносительно к тому, в какой области происходит познавательная деятельность. Не следует преувеличивать и переоценивать специфические особенности познавательной деятельности врача, и тем более сводить этот род деятельности врача до уровня идеалистически истолковываемой интуиции. Роль и место интуиции в процессе познания четко определил В. Я. Данилевский: «Рациональная медицина требует диагноза и лечения, как результата, логически вытекающего из фактов. Чем меньше всяких догадок, так называемой подсознательной интуиции, чем меньше основывается врач на своих «первых впечатлениях» и на «верности своего взгляда», тем точнее и научнее его метод. Только в этом случае «искусство» распознавания и врачевания может войти в систему объективного знания или естествознания».

В диагностике следует исходить из представления о том, что она не является простой, напротив, в ее основе лежат суммация результатов исследования, процессы синтеза, творчества. Диагностический процесс тесно связан с переработкой многочисленных анамнестических, лабораторных и других данных о состоянии больного. Творческая переработка всех этих данных невозможна не только без использования диалектических, но и формально-логических закономерностей. Если, например, кибернетические диагностические системы могут осуществлять диагностику лишь по законам формальной логики, то мыслящий врач опирается и на формально-логические и на диалектические закономерности (Царегородцев Г. И., 1966).