Вы здесь

Роль ортодонта в процессе диспансеризации детей у стоматолога

РОЛЬ ОРТОДОНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ДЕТЕЙ У СТОМАТОЛОГА

При организации стоматологической помощи детям оптимальный вариант соотношения стоматологов-терапевтов и ортодонтов составляет 4: 1. Участковый детский стоматолог является организатором работы в диспансерных группах детей на своем участке; ортодонт закрепляется за 4 педиатрическими участками, осуществляет непосредственную лечебную и консультативную помощь во всех случаях, требующих комплексного наблюдения детей терапевтом, хирургом и ортодонтом. Кроме того, ортодонт обучает врачей профилактических отделений, знакомит их с вопросами этиологии зубочелюстных аномалий, их выявления и диагностики у детей дошкольного возраста. В начале работы ортодонту следует непосредственно участвовать в отборе контингента на диспансеризацию и определении методики требующихся профилактических и лечебных мероприятий.

Дети IV группы всех участков, прикрепленных к ортодонту, берутся на учет и для них определяется наиболее эффективный период лечения. Имеющиеся причинные факторы устраняются по методике, определенной для детей II и III групп диспансерного наблюдения. Лечебная физическая культура, специальная гимнастика, логопедическое обучение назначаются в общем комплексе мероприятий— до начала аппаратурного лечения, в процессе активного лечения, в ретенционном периоде.

Основная задача ортодонта заключается в своевременном лечении зубочелюстных аномалий, устранении имеющихся отклонений в периоде активного роста челюстных костей, что предотвращает развитие устойчивых, иногда необратимых видов патологии.

При планировании ортодонтического лечения, связанного с применением специальных аппаратов, следует учитывать средние сроки периода активного лечения для ориентации в отношении его продолжительности. У детей дошкольного возраста средние сроки аппаратурного лечения составляют от 4 до 10 мес.

Вывихи нижней челюсти



Кроме того, при диспансеризации детей всех возрастных групп продолжительность активного наблюдения определяется не только периодом аппаратурного лечения, но и периодом ретенции.

Содержание и методика ретенционного периода зависят от состояния прикуса, полученного в результате изменения положения зубов, формы зубных рядов, соотношения челюстей и наличия активнодействующих причин, не устраненных в процессе ортодонтического лечения. Имеет также значение метод лечения. После лечения механически действующими аппаратами срок ретенции должен быть больше, чем продолжительность активного вмешательства. Применение функциональных регуляторов удлиняет сроки активного лечения и устраняет необходимость ретенционного периода.

Дети, у которых в результате ортодонтического лечения не была достигнута полная нормализация нарушенных функций, нуждаются в активном диспансерном наблюдении, направленном на устранение имеющихся функциональных отклонений.

Для ортодонтического лечения детей младшего возраста применяются различные аппараты: одночелюстные — в виде пластинок с различными приспособлениями, дву-челюстные — для пользования во время ночного и дневного сна. Широко используются шапочки для внеротовой фиксации и вестибулярные пластинки не только для нормализации функции дыхания, но и с целью коррекции прикуса.

Ортодонтические аппараты изготавливают в зуботехнической лаборатории. Фиксацию и первоначальную коррекцию аппаратов осуществляет ортодонт в специализированном кабинете. При наличии стационарного стоматологического кабинета в детском саду коррекцию ортодонтических аппаратов в процессе лечения может делать ортодонт, а в перспективе — и детский участковый стоматолог.

Таким образом, диспансеризация — это не только плановое лечение и профилактика заболевания зубов, но и профилактика зубочелюстно-лицевых аномалий у детей, их раннее выявление и лечение.